Срочные новости раздела
Ровесник Победы: в Москве состоялся творческий вечер народного артиста России Валерия Баринова

Ровесник Победы: в Москве состоялся творческий вечер народного артиста России Валерия Баринова

Почти двухчасовая программа «И я любил, и я изведал...», названная по строчке из стихотворения Блока, фактически является «перезагрузкой» другого сольного проекта Баринова, ядром которого стал шедевр Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». И снова в исполнении артиста классические поэтические тексты о Великой Отечественной войне оказались поставленными в один ряд как соединенное, но неслиянное целое. Причем инварианты строки «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» и «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала» выступили рефреном и одновременно ритмическим «цементом» суммы текстов, прочитанных практически без пауз.

Валерий Александрович, родившийся в ноябре 1945 года, называет себя «ровесником Победы», Наверное, еще и поэтому школьно-хрестоматийные «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и «Майор привез мальчишку на лафете...», «Я знаю, никакой моей вины/В том, что другие не пришли с войны» Твардовского, напевные фольклорные военные произведения типа «Ой, машина ты жалезна» звучали крайне убедительно. Тем более что «песни о войне» и «стихотворения о войне» — это едва ли нигде не пересекающиеся параллельные прямые. И «Бери шинель, пошли домой...» Баринов читал и пел одновременно, а зал повторял примерно так, как на 9 Мая подпевают «Катюшу» на концертах для ветеранов.

Кстати, исключительно военной подобранная для вечера поэзия не была — Баринов исполнил, например, совершенно не фронтовое стихотворение Давида Самойлова «Давай поедем в город...» и стихи Пушкина и Есенина, но это скорее для разрядки. Потому что одними обнажающими нерв стихотворениями столько времени публику «бомбить» нельзя.

Поэтому сначала со сцены звучал надрывный Окуджава с гениальной рифмой «моздокский» и «доски»:

Сто раз закат краснел, рассвет синел, сто раз я клял тебя, песок моздокский, пока ты жег насквозь мою шинель и блиндажа жевал сухие доски...

А потом Баринов вдруг вспоминал послевоенное детство и первое выступление на смотре художественной самодеятельности Володарского района Орловской области:

— Руководитель клуба решил, что в конце смотра должен выступить ребенок. И кто-то сказал: вон у Бариновых пацан бегает, он справится. Маму вызвали в район: твой сын должен прочесть стихотворение. «А какое?» — «Найди сама!» А как найти, если в доме две книжки? Я с голоса — читать я не умел — выучил «Еще не все войны запаханы окопы...» Исаковского. Меня одели — белый верх, черный низ, зачем-то повязали галстук. Зал был полон: впереди начальство, а чуть дальше сидели люди в гимнастерках, шинелях, инвалиды войны. А я не понимал, почему они все плачут, слушая меня...

Сравнивая с западными аналогами русское слово «победа», Баринов объяснил, что только в русском языке оно имеет значение «по беде», «то, что бывает после беды» — то есть созидание и мирная жизнь, а не само торжество над поверженным врагом. «Сейчас к нам на землю пришла большая беда, и пока она не уйдет, Победы не будет», — сказал артист, раскрыв личное отношение к специальной военной операции.

Возвращаясь в 1952 год, Баринов признался, что по итогам смотра ему вручили пахнущую свежей типографской краской грамоту «за большие достижения» и огромный кулек конфет «Лесная ласточка». Причем драгоценная реликвия, «погрызанная мышами», сохранилась до наших дней благодаря его матери, хранившей первые грамоты и газетные вырезки о сыне.

На встрече со зрителями Баринов пересказал почти всю свою театральную биографию. Самые яркие эпизоды стоит воспроизвести.

Оказавшись в Александринке с Василием Меркурьевым (миллионы людей знают его по роли Лесничего в «Золушке» и другим всесоюзным ролям, а для Донбасса он легенда потому, что сыграл начальника шахты в «Донецких шахтерах»), Баринов однажды съездил с патриархом советского искусства «на халтурку». Тогда он жил в ленинградской коммуналке. И вот в соседней комнате, у счастливых обладателей единственного телефона, раздался звонок:

— Алло, юное дарование Баринов? У нас с вами сегодня халтура. Вы в театре свободны, я знаю (смех в зале). В пять часов будет машина, едем играть отрывок из «Чти отца своего» (спектакль Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. — И.В.) на птицефабрику. Гонорар яйцами.

«Я не знаю, сколько ему дали яиц. Мне дали 300 штук: десять коробочек, по 30 яиц каждая», — прокомментировал комичную ситуацию Валерий Александрович.

Также он рассказал несколько баек разной степени известности. Например, про то, что якобы Борис Александрович Ситко, служивший в Театре Советской Армии, допустил ставшую притчей по языцех оговорку, сказав в начале «Ревизора»: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет Хлестаков... Из Петербурга, инкогнито».

Или что тот же Ситко — здесь за достоверность случая Баринов ручается — во время прогона пьесы «Осенняя кампания 1799 года» о переходе русских войск под командованием Суворова через Альпы вложил такие слова в уста представителя австрийского императора, обращенные к фельдмаршалу:

— Я, представитель императора, приказываю вам оставить преследование Наполеона Бонапарта и пешим маршем вернуться (пауза) в Австралию!

Стоит также отметить, что самым противоречивым и эмоциональным моментом вечера стала глава «Казнь Стеньки Разина» из поэмы «Братская ГЭС» Евтушенко, где предводитель бунта говорит:

Нет, не тем я, люди, грешен, что бояр на башнях вешал. Грешен я в глазах моих тем, что мало вешал их...

P.S. Помимо всего названного, читал Валерий Баринов и прозу — что называется, не по бумажке, а наизусть — разноголосую «Иду» Ивана Бунина. После концерта, спускаясь с шестого этажа Большого Кремлевского дворца, я скачал текстовый файл рассказа и проверил статистику: 16 тысяч знаков, 5 страниц двенадцатым кеглем. Причем после этого ему хватило силы выйти к оставшимся в Малом зале людям и раздать автографы. Тридцатилетний артист свалился бы, а Баринову — почти восемьдесят.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...