Срочные новости раздела
Третьяковская галерея рассказала восточные авангардные сказки

Третьяковская галерея рассказала восточные авангардные сказки

Можете себе представить, что в запасниках Третьяковской галереи еще имеются произведения, которые ни разу не выходили в свет, к зрителям? На новой выставке «Путь на Восток» на Крымском Валу немало премьер. А те картины, что прежде уже видели зрители, показывались давно. Экспозиция составлена из редкостей. И тема непростая — советская авангардная живопись на Востоке.

В полном объеме «восточную» коллекцию живописи Третьяковская галерея демонстрирует впервые. Здесь пытаются ответить на вопрос: почему художников в 1920–1940-е так привлекал Восток?

Причины активного всплеска интереса к Востоку у художников были разные. Три десятилетия, о которых идет речь на выставке, — время перемен. Революция, Гражданская война, восстановление страны, непростые голодные 1930-е, Великая Отечественная война. Для многих художников такие поездки были своеобразным творческим актом, для кого-то — нужда. Но всех объединяла одна глобальная идея: разгадать тайну Востока.

Зайдя на выставочное пространство, мы оказываемся в вагоне агитпоезда «Красный Восток» и переносимся из Москвы в Туркестан. Экспозиция начинается с уникальной кинохроники, снятой по пути поезда, которая сразу погружает в атмосферу времени и обстоятельств героев выставки — их сложная эпоха, стремительно меняющаяся жизнь.

Агитпоезда в начале 1920-х были настоящим культурным событием. Отдельные агитаторы далеко не всегда успешно выступали в регионах, а вот агитпоезда и праздник жизни, который приезжал вместе с ними, тогда были одним из сильнейших орудий пропаганды.

Только представьте: приехал поезд, а вместе с ним — театр, концертная бригада, для грамотных — библиотека и лекции. На таком поезде путешествовал и красноармейский театр Николая Шалимова и Василия Хвостенко, художников агитпоезда. Они создали яркий, красочный футуристический кукольный театр.

Чудесным образом сохранились те самые куклы, которые путешествовали по городам на «Красном Востоке» и выступали перед публикой. Прежде всего здесь представлены куклы из спектакля «Корона и звезда» по пьесе Шалимова.

Среди удивительных героев главным является Петрушка-революционер. Узнать его легко — у него на голове красная звезда. По сюжетам он был победителем всех врагов Советской власти.

Впервые в Москве и в России демонстрируют уникальный авангардистский холст Сергея Калмыкова «Изолированные видимые бесконечные прямые и их сочетания (черное и белое)». Работа художника из проекта «Математическая живопись». Вся жизнь Калмыкова связана с Киргизской АССР. В начале 1920-х его увлекла идея «связей простейших знаков»: в одной точке может пересекаться бесконечное количество прямых. Схемы на его рисунках изображаются вычислениями, тайны которых простым смертным объясняют на экспозиции.

Задачу активно заниматься «женским вопросом» авторы выставки перед собой не ставили. Но женское искусство здесь активно представлено. Среди художниц — Ольга Соколова «с редким вкусом», как про нее говорил ее коллега, художник Мартирос Сарьян, ее яркий Самарканд и другие города Узбекистана. А также Серафима Рянгина, Надежда Кашина и многие другие.

Все непростые и знаковые события тех декад отражались в живописи. Рубеж 1920–1930-х годов ознаменован строительством Туркестано-Сибирской магистрали. Стройка считалась одним из главных достижений юной Страны Советов. На громкое событие откликались и художники, отображая в живописи достижения молодого государства.

Самый страшный раздел экспозиции посвящен Великой Отечественной войне — «Эвакуированные 1942–1944». Здесь повествуют о жизни художников, которые были эвакуированы на Восток. Московский государственный художественный институт, например, увезли в Узбекистан.

С вузом связана трагическая история: весь цвет художественной культуры страны (преподаватели уезжали с семьями, с ними ехали и студенты) оказался в суровых условиях — в разгаре была эпидемия тифа. Спаслись от войны, но не смогли защититься от страшной болезни пожилые профессора.

Среди жертв страшного времени оказались Константин Истомин и Лев Крамаренко. В Самарканде они ушли из жизни, там и похоронены.

Из их последних работ уцелели немногие. Когда умер Истомин, его мастерскую очистили, а труды попросту выбросили. Спасли часть картин совершенно случайные люди, а затем его наследием занялись ученики и друзья. Те работы, которые сохранились, стали символами и памятниками той страшной эпохи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...

По словам Александра Толмацкого, отца Кирилла и продюсера, запустившего в свое время карьеру сына, есть немало поклонников Децла, которые предпочли бы, чтобы музыку артиста оставили в покое. Однако
подробнее...

Три из них спела Алла Пугачева в мини-цикле песен на военную тематику («Мама», «Поцелуи войны», «Верьте или не верьте»), остальные автор записал сам — баллады «Глаза — как выцветший лопух» на
подробнее...