Срочные новости раздела
Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском конструктивистском театре, «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее, «Мы — звуколюди» в Музее музыки. Эстафетную авангардную палочку перехватил и Еврейский музей, где открылась первая за 35 лет монографическая выставка авангардистской художницы Любови Поповой. Символичное совпадение: художница ушла из жизни в 35… Однако за столь короткую жизнь Попова сумела ярко о себе заявить и оставить богатое наследие. Большую историю ее быстрой жизни здесь сумели рассказать в относительно компактном пространстве, насытив информацией каждый зал. И тут есть чем полюбоваться, чему удивиться и вдохновиться.

Вариантов осмотра экспозиции два. Все дело в том, что здесь есть два типа залов: охристые, посвященные биографии Поповой, и белые — о ее творчестве. Можно идти по хронологии, изучая ее жизнь и творчество в этот период, а можно сделать два круга — один по жизни, а другой — по творческому наследию. Мы выбрали первый вариант.

Уютные биографические залы, напоминающие стены дома, повествуют о жизни художницы с ранних лет. Например, в первом «жизненном» зале обнаруживаем ее семейное древо, детские снимки, а по соседству знакомимся с работами периода юности. На них деревенские домики, родное для Любочки Красновидово. Сложно поверить, что все это — тоже работы Поповой. Выныриваем из отчего дома и сразу улетаем в Европу…

Приземляемся во Франции. Важно: особую ценность экспозиции составляют контекстные материалы — работы друзей, учителей Поповой, среди которых Казимир Малевич, Варвара Степанова и многие другие. А также личные документы, воспоминания современников и памятные фотографии, которые раскрывают человеческие качества Любочки (кстати, так ласково ее называл коллекционер Георгий Костаки, внесший огромный вклад в сохранение наследия Поповой, хотя лично знакомы они не были).

Забавные воспоминания связаны с учебой Поповой в Европе. В Париже Попова училась у создателей кубизма в академии La Palette. Но потусить и покутить художница тоже успевала. Вместе со своими подругами Верой Мухиной и Изой Бурмейстер Попова путешествовала по Европе. Не без приключений, конечно. Сохранилось воспоминание Веры Мухиной о том, как во время поездки по Италии девушки много гуляли пешком, но ничего не съели за день. Зашли в тратторию, там пили вино. Спать легли прямо на дороге. А наутро, когда будущая звезда скульптуры проснулась, увидела, как пара англичан «перешагивает через Любины ноги».

Важная часть экспозиции посвящена театральным работам Поповой. «Инициацией» стало сотрудничество с Александром Таировым в рамках создания спектакля «Ромео и Джульетта». Проект не был осуществлен, но работа над ним стала творческой лабораторией, где Любочка нащупала свой сценографический язык, который мы наблюдаем в эскизах. А вот другие театральные проекты принесли Поповой славу. Она принимала участие в создании «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда, создала сценическую конструкцию. Кстати, разгорались нешуточные споры насчет авторства художницы, но все же это действительно ее работа. Подобная конструкция на театральной сцене использовалась впервые — разноуровневые площадки, лестницы, пандусы, даже спортивные снаряды для актеров, которые активно взаимодействовали с декорацией во время действия. Впечатляет! Не только декорации, но и сценические костюмы, точнее, прозодежда (производственная одежда) для актеров, тоже созданная Поповой.

Еще одна работа с Мейерхольдом — «Земля дыбом», для которой на сцену перенесли мостовой кран, правда, не подлинный, а в серьезной художественной доработке. Хотя, в отличие от «Великодушного рогоносца», в этом спектакле взаимодействие актеров с конструкцией было менее активным и в основном разворачивалось на планшете сцены. Но размах идеи впечатляет. Интересной находкой художницы стали световые лозунги на экране, закрепленные на установке, которые не только украшали сцену, но и добавляли смысловые акценты.

Другой творческой вехой в биографии Поповой стало производственное искусство. Проще говоря, художница занималась дизайном ткани, которую она сравнивала с плоскостью картины. Композиционно сложные, но выразительные узоры спустя сто лет переживают возрождение — воплощение ее эскизов можно обнаружить в современном дизайне. Сегодня мы бы сказали, что она была дизайнером одежды масс-маркета. Ее творчество вышло за рамки мастерской и попало в гардероб многих советских женщин. В экспозиции особенное внимание привлекает огромная конструкция, похожая на часы. «Циферблатом» стали образцы тканей из натурального шелка, изготовленных по эскизам Поповой, а «стрелками» — два пустых силуэта платьев, которые, «тикая», позволяют взглянуть на то, как разные ткани выглядят непосредственно на нарядах. Между прочим, стильно и необычно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...