Срочные новости раздела
«Шинель» приправили французскими духами и гоголевской чертовщиной

«Шинель» приправили французскими духами и гоголевской чертовщиной

Знакомый всем со школьных лет «маленький человек» упирается под потолок небольшого полуподвального театра. Он напоминает Гулливера из уличного театра. На ходулях, переходящих в стоптанные башмаки, Акакий передвигается на протяжении всего спектакля, идущего 1 час 45 минут, если только не сидит и не лежит в кровати, не склоняется над огромной лупой, исполняя обязанности титулярного советника в департаменте.

Акакий все время поскрипывает, что-то бормочет, кряхтит, сопит, мерцает, напоминая отраженным светом Башмачкина в незавершенном шедевре Юрия Норштейна. Говорят, что Антон Федоров мечтал использовать анимацию мастера, но тот отказал, и правильно сделал. Было бы масло масляное. В качестве опоры Акакий Норштейна совсем не годится — слишком самодостаточный, лакомый кусок. Аниматор Надя Гольдман прекрасна по-своему, с  Антоном Федоровым  уже работала на «Мадам Бовари» и «Котловане», хорошо чувствует природу его режиссуры, и здесь ее образы гармонично дополняют его фантазии. 

Башмачкин Норштейна заставляет сжаться сердце от боли и сострадания, Акакий Антонова жалости не вызывает. Да и живет он не так уж и плохо. Всегда с ним рядом заботливая Хозяйка. Она и еду приготовит, и если нет аппетита, с ложечки накормит, разбудит в срок, чтобы не опоздал на работу, ведро подставит вместо ночного горшка. 

Утро Башмачкина выглядит так. Он просыпается, как младенец, справляет на наших глазах малую нужду в ведро, просовывая указательный палец в ширинку, завтракает, идет на службу вдоль занавеса с графичным изображением Невского проспекта в интерпретации Нади Гольдман. Акакий кутается в зябкое пальтецо, но тощая шинелька не спасает от метели и непогоды. Дыру в ней приходится затыкать все тем же указательным пальцем. 

У Башмачкина приклеенный нос, накладная лысина, переходящая в сальные волосы до плеч. Комнатушка его убога. Возле кровати стоит двухконфорочная газовая плита советского образца, у которой хлопочет Хозяйка. За пределами жалкого жилища установлена швейная машинка, за которой сидит некто и шьет. Его лица мы не видим, только во лбу, как глаз, сияет лупа. Потом появятся характерные для героев Гоголя усы. Это Петрович, способный сшить шинель из топора. Из-за пазухи у него вылезает всякое зверье, пушнина, драные кошки, одна из которых пойдет на воротник Акакию, украсит его шинель. Тот же Петрович, как оборотень, разбойник с большой дороги,  ее в сговоре отнимет,  напялит на полное тело.   

А шинель была так хороша, что Акакий впервые почувствовал себя человеком, гоголем прошел по Петербургу. Не шинель, а загляденье. В порыве бессвязного бормотания Акакий назовет ее своей женой Шанель. Фирменные речитативы Антона Федорова превращают шинель в Шанель. Фразы переливаются сходными звуками, тут и не такое померещится.  

Повесть Гоголя разыграли четыре актера, с которыми Антон Федоров уже работал. Сергей Шайдаков — Акакий, Наталья Рычкова, недавняя Эмма Бовари в его спектакле по Флоберу, — Хозяйка. Алексей Чернышев — Петрович и Значительное лицо, напомнившее отца Панночки из «Вия». Семен Штейнберг, игравший Шарля Бовари, теперь вертлявый Кто-то, Чиновник, Частный, меняющий имена от Виктора, Валеры до Рустама. Он тут как тут, всегда под рукой, вневременной персонаж, похожий на черта. 

Работать с Федоровым способен не каждый артист. С ним надо быть виртуозом, отчасти клоуном или клоунессой, существовать не в привычном для драматического актера ключе, а чувствовать себя персонажем мультфильма или даже насекомым. На сцене, максимально приближенной к залу, не всегда это пластическое тиканье, как часы, шебуршание внутренней жизни удается, но в лучшие, хотя и не частые  моменты это производит сильное впечатление.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...