Срочные новости раздела
Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на Шаболовке расположена близ легендарной Шуховской башни, в сердце экспериментальной конструктивистской застройки 1920-х годов — жилой массив признан памятником архитектуры. Район коммун (а не коммуналок) с его доминантой, вдохновившей Алексея Толстого на роман «Гиперболоид инженера Гарина», в начале ХХ века стал символом нового мира, культуры, жизни. Большой романтической мечты с космическим потенциалом. Спустя сто лет после его строительства и несколько десятилетий после распада Советского Союза это место остается «почвой» для новых идей с богатой корневой системой. Не случайно на выставке «Играя в авангард» многие объекты имеют корни — в прямом смысле слова. Центральной инсталляцией стал трехметровый арт-объект «Икар. Квазиплан», пустивший корни в пол, где сошлось много ассоциаций. С одной стороны — у объекта есть крылья, которые напоминают о космических идеях Константина Циолковского и философии Николая Федорова, то есть не только о стремлении выйти за пределы Земли, но познать тайны мироздания. Сергей Чернов своим проектом повторяет эту попытку, но уже из ХХI века, с учетом художественного опыта ушедшего столетия.

Не случайно на выставке много отсылок к модернистской традиции ХХ века, в диалоге с которой постоянно находится автор. На входе, в фойе галереи, встречают версия памятника «Рабочий и колхозница» и фигура, держащая высоко над головой «Спутник-1» — первый в мире искусственный спутник, запущенный на орбиту в 1957 году. Скульптуры полны супрематической условности и напоминают «фигурины» Эль Лисицкого, что должны были действовать вместо актеров в опере «Победа над солнцем», которую ученик Малевича собирался поставить в 1920-х годах, но не смог осуществить. Из этой «серой зоны» (стены выкрашены в этот цвет — в космической терминологии термин означает бездействующие аппараты, остающиеся на орбите) зритель попадает в темный коридор, где сияет большая звезда, сколоченная из дерева и «украшенная» лампочками Ильича в советских керамических патронах, некоторых из которых пусты. Это еще одна ссылка на космизм, которую дополняет оригинальный портрет Циолковского, что мы находим сразу на выходе из черной зоны в белую. Пять изображений ученого со взъерошенными волосами, как на знаменитой «мемной» фотографии Эйнштейна, венчает «Черный квадрат», сложенный из пустых алюминиевых банок. Циолковский озорно взирает на серию объектов, играющих в авангард, большинство из которых Сергей Чернов создал специально для выставки.

Некоторые инсталляции когда-то были представлены в разных проектах по всей стране, но утрачены по разным причинам. Многие художник создавал для уличных проектов, и они не выдержали погоды и человеческого фактора. Поэтому на ряде этикеток можно найти неожиданную датировку, вроде 2013–2024, где первая дата обозначает момент рождения арт-объекта, а вторая — его восстановления. В этом бытовом моменте тоже есть символизм — русский авангард так же был предан забвению, заклеймен «формализмом» и восстал, словно птица Феникс, доказав свою ценность и актуальность. Сегодня общепризнана идентичность русского искусства (то, что открыли мы, а не подсмотрели за бугром), явленная в иконописи и авангарде, имеющих много общего. Если всматриваться в иконописные облачения святых на русских иконах, то там найдется та же графичность и линейность, которая в ХХ веке проявилась в искусстве супрематистов и конструктивистов. Прямых отсылок к православной эстетике у Чернова нет, но есть к народной. Такова супрематическая русская печь, представленная в виде небольшой модели внутри витрины-колонны, которая походит на архитектон Казимира Малевича. Печь не только связывает далекие времена с днем сегодняшним — как национальный код. Это еще и многофункциональный объект, который использовался в старину для готовки, обогрева, как кровать и баня. То есть в нем заложены те же качества, что в конструктивизме. При этом это и глубоко мифологизированный и символический предмет обихода с сакральным смыслом. Не случайно напротив печи расположился арт-объект «Спираль», представляющий собой деревянное панно с небольшими дырочками, сквозь которые лучится свет, превращая простую фанеру в звездное небо. Уникальность национального искусства была и есть как раз в этом соединении простоты и глубины, функциональности и метафоричности.

— Русский авангард — нечто большее, чем общие модернистские корни, — уверен Сергей. — Это культурный феномен, всегда означающий поиск новой национальной идентичности и прежде всего исключительный модус художественного конструирования. Актуальность исторического авангарда особенно отчетливо просматривается именно сейчас, когда культура руинируется, обнажая неожиданные свои пласты, сокрытые доселе смыслы и значения. По-новому раскрывается тайная связь времен.

Не случайно финалом выставки становится «Птичий мост», где между двумя супрематическими скворечниками вырастает длинная перекладина — этот мостик про связь времени и поколений. А в качестве послесловия художник представляет «Капсулу времени»: под «Черным квадратом» с изображением чеки-открывашки, что называется SOT (stay-on tab), или по-русски «остающееся ушко», есть пространство с посланием следующим поколениям исследователей авангардного кода загадочной русской души.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...