Срочные новости раздела
Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

Корни прошлого, крылья будущего: новый взгляд на авангард художника Чернова

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на Шаболовке расположена близ легендарной Шуховской башни, в сердце экспериментальной конструктивистской застройки 1920-х годов — жилой массив признан памятником архитектуры. Район коммун (а не коммуналок) с его доминантой, вдохновившей Алексея Толстого на роман «Гиперболоид инженера Гарина», в начале ХХ века стал символом нового мира, культуры, жизни. Большой романтической мечты с космическим потенциалом. Спустя сто лет после его строительства и несколько десятилетий после распада Советского Союза это место остается «почвой» для новых идей с богатой корневой системой. Не случайно на выставке «Играя в авангард» многие объекты имеют корни — в прямом смысле слова. Центральной инсталляцией стал трехметровый арт-объект «Икар. Квазиплан», пустивший корни в пол, где сошлось много ассоциаций. С одной стороны — у объекта есть крылья, которые напоминают о космических идеях Константина Циолковского и философии Николая Федорова, то есть не только о стремлении выйти за пределы Земли, но познать тайны мироздания. Сергей Чернов своим проектом повторяет эту попытку, но уже из ХХI века, с учетом художественного опыта ушедшего столетия.

Не случайно на выставке много отсылок к модернистской традиции ХХ века, в диалоге с которой постоянно находится автор. На входе, в фойе галереи, встречают версия памятника «Рабочий и колхозница» и фигура, держащая высоко над головой «Спутник-1» — первый в мире искусственный спутник, запущенный на орбиту в 1957 году. Скульптуры полны супрематической условности и напоминают «фигурины» Эль Лисицкого, что должны были действовать вместо актеров в опере «Победа над солнцем», которую ученик Малевича собирался поставить в 1920-х годах, но не смог осуществить. Из этой «серой зоны» (стены выкрашены в этот цвет — в космической терминологии термин означает бездействующие аппараты, остающиеся на орбите) зритель попадает в темный коридор, где сияет большая звезда, сколоченная из дерева и «украшенная» лампочками Ильича в советских керамических патронах, некоторых из которых пусты. Это еще одна ссылка на космизм, которую дополняет оригинальный портрет Циолковского, что мы находим сразу на выходе из черной зоны в белую. Пять изображений ученого со взъерошенными волосами, как на знаменитой «мемной» фотографии Эйнштейна, венчает «Черный квадрат», сложенный из пустых алюминиевых банок. Циолковский озорно взирает на серию объектов, играющих в авангард, большинство из которых Сергей Чернов создал специально для выставки.

Некоторые инсталляции когда-то были представлены в разных проектах по всей стране, но утрачены по разным причинам. Многие художник создавал для уличных проектов, и они не выдержали погоды и человеческого фактора. Поэтому на ряде этикеток можно найти неожиданную датировку, вроде 2013–2024, где первая дата обозначает момент рождения арт-объекта, а вторая — его восстановления. В этом бытовом моменте тоже есть символизм — русский авангард так же был предан забвению, заклеймен «формализмом» и восстал, словно птица Феникс, доказав свою ценность и актуальность. Сегодня общепризнана идентичность русского искусства (то, что открыли мы, а не подсмотрели за бугром), явленная в иконописи и авангарде, имеющих много общего. Если всматриваться в иконописные облачения святых на русских иконах, то там найдется та же графичность и линейность, которая в ХХ веке проявилась в искусстве супрематистов и конструктивистов. Прямых отсылок к православной эстетике у Чернова нет, но есть к народной. Такова супрематическая русская печь, представленная в виде небольшой модели внутри витрины-колонны, которая походит на архитектон Казимира Малевича. Печь не только связывает далекие времена с днем сегодняшним — как национальный код. Это еще и многофункциональный объект, который использовался в старину для готовки, обогрева, как кровать и баня. То есть в нем заложены те же качества, что в конструктивизме. При этом это и глубоко мифологизированный и символический предмет обихода с сакральным смыслом. Не случайно напротив печи расположился арт-объект «Спираль», представляющий собой деревянное панно с небольшими дырочками, сквозь которые лучится свет, превращая простую фанеру в звездное небо. Уникальность национального искусства была и есть как раз в этом соединении простоты и глубины, функциональности и метафоричности.

— Русский авангард — нечто большее, чем общие модернистские корни, — уверен Сергей. — Это культурный феномен, всегда означающий поиск новой национальной идентичности и прежде всего исключительный модус художественного конструирования. Актуальность исторического авангарда особенно отчетливо просматривается именно сейчас, когда культура руинируется, обнажая неожиданные свои пласты, сокрытые доселе смыслы и значения. По-новому раскрывается тайная связь времен.

Не случайно финалом выставки становится «Птичий мост», где между двумя супрематическими скворечниками вырастает длинная перекладина — этот мостик про связь времени и поколений. А в качестве послесловия художник представляет «Капсулу времени»: под «Черным квадратом» с изображением чеки-открывашки, что называется SOT (stay-on tab), или по-русски «остающееся ушко», есть пространство с посланием следующим поколениям исследователей авангардного кода загадочной русской души.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...