Срочные новости раздела
Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Эту выставку открыли в Международный день сна, который пришелся на Полнолуние. «Ускользающий сон» начинается с двух десятков подушек, которыми завешан весь коридор учебного заведения для дизайнеров. Наталья Скопина показывает изнанку сна – у ее подушки пуховые перья наружу. Другая – «Рваный сон» Виктории Мамоновой – подушка с дырками напоминает мягкую скульптуру Жоана Миро. Следующий «портал» в сны показывает ритм бессознательного – кардиограммой, вышитой черной нитью. Работа Алены Хажиновой поэтично называется «Сон на изломе».

Подушка второкурсницы Анны Снежко с землей внутри - «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. Она напоминает, что человек растет во сне: только в этом состоянии вырабатывается гормон роста — соматотропин. Рядом с ней подушка полностью из сушеной травы – огромный чайный пакетик «Неспящий Улун».

Такими студент Степан Горячев не дает себе провалиться в мир грез, когда готовится к экзаменам. Подушку Анастасии Буковой, из которой струится песок, автор живо комментирует: «Закрывая глаза, мы думаем, что время во сне идет очень медленно, но, отрывая их, понимаем, что оно «высыпалось». Ее подруга Дарья Варламова иллюстрирует способ быстрого засыпания: «Нужно представить, что ты смотришь затылком». Ее подушка светится как большая лампочка Ильича. По словам автора, это затылок, свет из которого символизирует «открывающийся во сне «третий глаз».

Все экспонаты, созданные студентами-дизайнерами 1-3 курсов, – часть партиципаторного проекта Марины Звягинцевой. Принцип «искусства участия» – вовлечённость в процесс создания произведения. В данном случае со-участниками стали 25 студентов, которым был предложен один и тот же материал для превращения его в арт-объект на сновидческую тему. А именно – подушка размером 45 на 45 см. Каждую идею студент иллюстрировал эскизом, который утверждали художница и ректор института дизайна Марина Волынкина. В коридорную тотальную инсталляцию вошли лучшие работы.

«Сон – не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, не осуществлённые желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», – считают психологи. «Подушечный эпиграф» продолжает живописный проект Марины Звягинцевой о сне в разных его фазах. Своего рода воротами в светлый зал служат вертикально стоящие железные кровати. По полупрозрачной ткани, застилающей койку вместо матраса, написаны названия глав сновидческого проекта – фаза засыпания, фаза медленного (глубокого) сна, фаза быстрого (легкого) сна. Это и названия разделов – и краткий экскурс в структуру сна, физиологически необходимого человеку. Вкупе с функцией «подзарядки» сон играет роль портала в пространство бессознательного.

Пробуждение материализовано в виде кровати, превращенной в гигантский будильник, и картины под названием «Рассвет». А засыпание иллюстрируют живописные работы Марины Звягинцевой в техники биотипии (живопись на воде) за 21 год – с 2004 по 2025 годы. Примерно тогда художница «просыпалась» – выходила за рамки плоскости в объемные инсталляции и за музейные стены с уличными проектами. В 2009-м Марина затеяла проект «Спальный район», который работал по тому же принципу, что и подушечный эксперимент. Она раздала 70 кроватей современным художникам, которые превратили их в арт-объекты, и выставила у забора на входе в парк Кузьминки – «Тележка супермаркета», «Многоэтажка», «Кровать-Мангал», «Кровать-Самолет»... «Спальный район» потом стал многосерийным, разросся в большое исследование спального вопроса с разных сторон. Но каждый раз – все оборачивается по Фрейду. Сон – всегда ребус, как и современное искусство, его нужно разгадывать.

Каждый холст выставки «Ускользающий сон» комментирует профессиональный психолог. Есть здесь работа, которая дала название проекту. «Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный энергией и символами, которые трудно выразить словами, часто оставляет в душе ощущение некой незавершённости, а также чувство утерянной важности», – комментирует изображение психолог Яна Галиева.

Картины похожи на магические шары, из которых выплывают образы. Слитые воедино сюрреалистичные головы на фоне средневекового замка – это картина «Сознание и подсознание». Сюжет с руками, обнимающими подушку, называется «Трудности засыпания». В полотне «Полнолуние» время утекает сквозь пальцы. «Ворох воспоминаний» вангоговскими волнами выплескивается из дорожной сумки, внутри которой едет оранжевый автомобиль. В финале вернисажа каждый может погрузиться в сон. Для этого на полу лежит гигантская подушка, с не менее гулливерской маской для сна. Венчает спальное место картина с наглядным примером – это автопортрет художницы, в нежных небесно-голубых и прозрачно-серых тонах.

«Сон меня будоражит давно. Подсознание разговаривает при помощи сна. Психологи просят вести дневник снов, у меня он живописный. Сон – это дверь в подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения, искусство – тоже проявленное подсознание», – считает Звягинцева. Проявление подсознания Марины написаны либо от бессонницы, либо становятся воспоминанием сна – но в том и другом случае это воспроизведение бессознательного образа. Любопытно, как сюжеты, вокруг которых «ходит» автор уже два десятка лет, спроецировались в работах молодых дизайнеров. Студенты не знали, что будет на самой выставке. Здесь сработало коллективное бессознательное. Так, Анастасия Чванова изобразила одиночество так же как и Марина – в виде рук, крепко обнимающих подушку, а вышивка гипнагонии (промежуточное состояние между бодрствованием и сном) Катерины Шмидт, где мысли обретают гротескные черно-фиолетовые очертания, вторят упомянутой картине «Ускользающий сон».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...