Срочные новости раздела
Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Вообразить, какой клад таят в себе фонды такого гиганта, как Пушкинский музей, — непростая задача. Каждый раз здесь находят чем удивить своего зрителя. На выставке «Сокровищница графики» не обманули и действительно показали сокровища. Некоторые из них не видели свет почти сто лет!

Экспозиция условно делится на три части. В первом разделе ностальгируют по эпохе Николая Романова — нет, не императора, а одного из величайших отечественных ученых, который с 1923 по 1928 год возглавлял Музей изящных искусств (так раньше назывался Пушкинский). Свою деятельность он начал еще в Румянцевском музее, который на рубеже веков был одним из крупнейших просветительских учреждений империи. В его ведомстве там находились Картинная галерея и Гравюрный кабинет — главное графическое собрание Москвы. Когда в 1924-м Румянцевский расформировали, его коллекцию унаследовал Музей изящных искусств. Ныне это отдел графики ГМИИ. Заслуга Николая Романова, которой здесь по праву гордятся, — создание нового типа музея, где гармонично сочетаются историческое наследие художников с работами современных мастеров.

В этом разделе показывают гравюрные «хиты», которые полюбились публике во времена, когда выставочными проектами занимался Романов, — это были первые экспозиции графики в Москве. Прежде всего, конечно, Альбрехт Дюрер — на выставке представлена гравюра «Искушение лентяя (сон доктора)» и «Авраам и три ангела» Рембрандта Харменса ван Рейна — из названия и по сюжету угадывается Троица, но традиция изображения «Гостеприимства Авраама» у Дюрера совсем другая.

Были и другие любимцы зрителей, например «Прекрасный Нарцисс» Оноре Домье. «Гибель «Ганнибала» британского художника Фрэнка Уильяма Брэнгвина — одна из лучших гравюр художника и та работа, которую особенно отмечали современники Романова, увидевшие ее на выставке сто лет назад. «Ганнибал» — огромный военный корабль, метафора эпохи, символизирующая ее гибель. Знамение времени. Но не гравюрой единой: за историческую часть в этом разделе отвечают каталоги выставок, которые проходили век назад, и другие любопытные исторические документы, связанные с работой музея.

Мостиком между художниками ушедших эпох и теми, кто ближе к нам по времени, является творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, которая любила отмечать, что родилась ровно 400 лет спустя после Дюрера и считала себя продолжательницей великих традиций гравюры. Творчество Остроумовой-Лебедевой и других ее отечественных коллег (Елизавета Кругликова, Вадим Фалилеев) открывает второй раздел экспозиции, где показывают наследие русских гравюристов, чьи произведения целенаправленно приобретались в коллекцию Гравюрного кабинета. Художникам начала XX столетия пришлось нелегко — уже была изобретена фотография, которая, как и искусственный интеллект сегодня, казалось, вытесняла изобразительное искусство с подмостков.

Третий раздел — работы британских мастеров. Они здесь неспроста — кульминацией профессиональной деятельности Николая Романова стал крупный обмен произведениями печатной графики между московскими и лондонскими музеями. Николай Ильич Романов тогда тесно сотрудничал с художником Фрэнком Брэнгвином, и в течение 1925 года Музею изящных искусств передали в дар более 600 произведений из Великобритании.

Не просто «сокровищница», а чудесный калейдоскоп, демонстрирующий разнообразие, которым может похвастаться искусство графики — такова эта экспозиция. Вопреки распространенному мнению, что в гравюрах не так много цвета, здесь перед нами яркая палитра не только красок, но и разнообразных сюжетов. Остановиться и рассмотреть стоит хотя бы работу Джона Эдгара Платта «Гигантский шаг», где проявляется интерес художника к жизни обычных людей. Пляж, резвятся дети (кстати, это семейство самого художника) — живость всего происходящего с одной стороны и фантасмагория — с другой. А по соседству — реалистичные, живые «Чибисы», «Выпь» и «Зимородок» — работы Аллена Уильяма Сиби.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...

Романтичный мясникКак на Центральном рынке в Москве появился этот странный продавец мяса, сейчас уже сказать сложно. Место по тогдашним дефицитным временам одно из самых блатных, «золотое дно». В
подробнее...