Срочные новости раздела
Богомолов хочет оспорить права на «Мастера и Маргариту» у наследников Булгакова

Богомолов хочет оспорить права на «Мастера и Маргариту» у наследников Булгакова

Поводом для встречи с прессой члена правления Союза писателей России, президента Евразийского патентного ведомства Григория Ивлиева и музыканта, создателя группы «Парк Горького» Стаса Намина стало обращение «ведущих деятелей культуры» (это цитата) к руководителю СПР Владимиру Мединскому с требованием разобраться, кому же принадлежит наследие великого писателя.

Как пояснил Ивлиев, такие документы посылаются в различные инстанции постоянно — с тем, что наследники третьей жены Булгакова Елены Шиловской обладают копирайтом на «Мастера и Маргариту», по понятным причинам согласны не все.

Копии письма, отправленного Мединскому, на момент, когда этот номер готовился к печати, автор этой статьи не видел, но, весьма вероятно, подписали его не несколько деятелей культуры, а один — Константин Богомолов. Либо, как вариант, известный режиссер и худрук двух столичных театров выступил инициатором «булгаковского передела».

Так что фактически пресс-конференция в течение часа отвечала на вопрос, почему ряд режиссеров, таких как Богомолов и Александр Пронькин, не могут свободно ставить спектакли по «Мастеру и Маргарите».

«Ситуация обостряется тем, что в кинематографе, других жанрах использование (наследия Булгакова) чрезвычайно затруднено, что вызывает недовольство творческого сообщества в целом», — говорит Ивлиев. Например, как признался Намин, в 90-е он хотел на Западе экранизировать «Мастера и Маргариту» с соруководителем Carolco Питером Хоффманом. Режиссером мог выступить Милош Форман, а главные роли сыграть Ди Каприо, Роберт Де Ниро и Ширли Маклейн, плюс к проекту планировали подключить Мика Джаггера, хит которого «Sympathy for the Devil» был навеян книгой Булгакова.

«Мне в голову не приходило, что мы зайдем в тупик. Но тогда оказалось, что права принадлежат какому-то молодому человеку (так Намин называет Шиловского. — И.В.), и он уже продал их трем разным западным компаниям. И как только одна из них попыталась бы что-то с этими правами сделать, ее две остальные засудили бы», — объяснил причину отмены проекта Намин.

Проблемы сотрудничества с Голливудом в санкционную эпоху уже мало кого волнуют, но всем известна история фильма Юрия Кары, снявшего свою версию «Мастера...» в 1994 году, которая вышла на экраны только в начале 2010-х. То есть камни на пути творческого обращения к Булгакову возможны и внутри России.

Необходимость постоянно договариваться с Сергеем Шиловским не раз становилась поводом для судебных разбирательств. Теперь же, надо понимать, решено было найти основание перевести «Мастера и Маргариту», как и положено давно написанной классике, в общественное достояние.

Поэтому и понадобился Ивлиев, разбирающийся в тонкостях законодательства. И вот что говорит эксперт по авторским правам: когда в 1939 году Михаил Афанасьевич оформлял писательское завещание, супруга была единственным наследником имущества и авторских прав.

И согласно действовавшему на тот момент постановлению ЦИК СССР и СНК СССР от 16.05.1928 «Основы авторского права», после смерти литератора авторские права соблюдались только в течение 15 лет. По этой трактовке наследие Булгакова перешло в общественное достояние 1 января 1955 года. Причем опубликованным или неопубликованным было произведение — значения не имело.

Исходя из этих соображений Ивлиев считает спорным притязание внука и правнучки Елены Сергеевны Шиловской на все тексты Булгакова, включая роман «Мастер и Маргарита», напечатанный впервые в журнале «Москва» в 1966 году.

Чтобы не утомлять читателей «МК» правовой казуистикой, скажу, что Григорий Ивлиев подходит к авторским правам ретроспективно, исторически, так сказать. Наследники «отбиваются», прикрываясь статьями современного Гражданского кодекса, его частью 4. И ГК устанавливает иную хронологическую планку — права действуют в течение 70 лет, причем не с кончины, а с момента обнародования произведения.

Казалось бы, тема закрыта, и Сергею Шиловскому и его дочери Дарье можно ни о чем не беспокоиться почти до середины XXI века, пользуясь, и в материальном смысле тоже, конечно же, доставшимся им по наследству богатством. Но Ивлиев ставит под сомнение право Елены Сергеевны печатать роман, еле-еле пробившийся сквозь заслоны цензуры, в наполненной ветрами оттепели «Москве» в конце 60-х. И вдается в такие правовые дебри, разобраться в которых без диплома юриста невозможно.

Ивлиев настаивает на экспертизе документов, устанавливающих права наследников. Также он предлагает провести общественную дискуссию по озвученной проблеме с привлечением профессионального сообщества. Правда, если позвать с одной стороны издателей, представителей кинопроизводства и театральной сферы, а с другой — наследников, то мы просто сведем в одной точке две заинтересованные стороны. Не лучше ли им встретиться в суде?

Мысль о том, что перевод текстов Булгакова в общественное достояние соответствует запросам общества, — здравая. Но только если этот перевод будет осуществлен исходя из интересов государства и народа самой читающей страны в мире.  

Пока же мы видим, что Ивлиев хочет (или перед ним поставили задачу) препятствие в виде потомков супруги Булгакова, которая, кстати, выступила прототипом Маргариты, решительно устранить. Даже — путем внесения изменений в Гражданский кодекс.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...

С момента своего появления Фольклорный центр «Москва» носил имя своей основательницы народной  артистки России Людмилы Георгиевны Рюминой, она же выступала в роли его художественного руководителя.
подробнее...

Все начиналось 10 апреля 1990 года, когда в Центральном доме работников искусства состоялся первый спектакль театра «Геликон» — «Мавра». Это была российская премьера оперы Игоря Стравинского. И в этом
подробнее...

Вступаем с жизнью в рискованные, порой смертельные поединки, жизнь ответно играет нами, будто презренными фишками: возносит-назначает «шестерок» на заоблачные посты, гоняет пешек в атаки, а нули без
подробнее...

— Лев Ильич, 75 лет — это серьезная дата. Как ваше настроение, ощущение?— Я скорее ощущаю не саму дату, а интерес к жизни еще на много лет. Буду отмечать, но я соберу людей не для того, чтобы
подробнее...

Сцена зала «Стравинский» превратилась в пространство феерического шоу: постарались художник-постановщик Ростислав Протасов, Денис Енюков (свет) и Елена Шанович (видеопроекции). Ведущие Ксения
подробнее...

Юра Борисов впервые в истории российского кино стал номинантом премии «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана», благодаря работе в американской картине «Анора» Шона Бейкера. Фильм получил пять
подробнее...

Автор фотовыставки Михаил Алексеев всю жизнь связан с финансовой сферой и фотографией. Именно его фотоработы взяты за основу эскизов изображений на нескольких современных российских банкнотах. Как
подробнее...

Жюри основного конкурса возглавлял режиссер и продюсер из Испании Луис Миньярро. Он восхищался прогулками по чистым и большим улицам Москвы, где к нему постоянно кто-то обращался, услышав кастильский
подробнее...

«Формы и образы» задумывалась как трехчастная выставка, которая отразит красоту и разнообразие народных промыслов, с одной стороны, а с другой — покажет историю их происхождения и развития.
подробнее...

В Музее музыки всегда открывают выставки ярко и празднично. То балетными номерами, то оперными. На этот раз в Музее Чайковского на открытии выступил ансамбль «Русская песня», и приветственные речи
подробнее...

Напомним, что буквально несколько дней назад в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения начали увольняться преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой с
подробнее...

Странный молодой человек вышел на сцену — очень долго он не говорил, кто он такой и разговаривал с некой Людмилой Ефимовной, обращаясь куда-то вверх. Кто же эта загадочная женщина? Зрители в зале
подробнее...

Одна зрительница во дворе «Практики» громко повторяла кому-то в телефонную трубку: «Я была в так называемом театре». Интересно, рассчитывали ли на подобную реакцию так называемые «застройщики»?В
подробнее...

Выставки, посвященные Великой Победе, сейчас открываются чуть ли не ежедневно, но у каждого музея свой ракурс, свой взгляд на Великую Отечественную войну. Многие проводят параллели с современностью. В
подробнее...

Жертва придворной интриги Эрмитажный театр и доныне располагается в самом Зимнем царском дворце и является самым старым императорским театром Санкт-Петербурга. К началу XX века это был одновременно
подробнее...

Хотя в операторскую профессию приходит все больше девушек, и одна из них номинировалась, зал традиционно заполнили преимущественно сильные мужчины. Других в этой профессии нет. Носить на плечах
подробнее...