Срочные новости раздела
Захватил огонь не революции, но любви: премьера оперы «Андре Шенье» прошла в МАМТе

Захватил огонь не революции, но любви: премьера оперы «Андре Шенье» прошла в МАМТе

В мартовские праздники, когда улицы полны тюльпанов, счастливых улыбающихся женщин, довольно странно идти на оперу о Великой французской революции и, соответственно, обо всех ужасах, которые следуют за событиями такого масштаба, — кровь, жертвы, маленькие и большие человеческие трагедии. Словно не то настроение, не те обстоятельства для премьеры с таким сюжетом. Но все же режиссер Александр Титель оказался прав.

Сюжет довольно простой: молодой поэт влюбляется в юную графиню Мадлен незадолго до эпохальных событий 1789 года. Его чувства находят ответ! Спустя 4 года влюбленные встретятся вновь, но жизнь будет уже совсем другой. Шенье попадает в тюрьму. Суд, приговор — смертная казнь. Его возлюбленная, потерявшая в революцию и семью, и дом, и всех близких, обнаруживает единственный смысл жизни в любви к поэту. Поэтому решает умереть вместе с ним. Она меняется местами с женщиной, приговоренной к смертной казни, и идет на гильотину под руку с любимым.

Лаконичные и простые декорации — арки, которые становятся то бальной залой в доме графини, то мостом, с которого кричат революционеры, то улицей, то залом суда с трибуной, то гильотиной. Удивительный оксюморон: статика, которая непрестанно меняется. Вместе с декорациями константой на сцене является красный цвет, который отвечает за революционный дух и проливающуюся кровь. Все эти решения — работа художника-постановщика Александра Боровского. С первых минут спектакля атмосфера грядущих кровавых политических перемен захватывает зрителя. Но, несмотря на яркость красного освещения, к нему быстро привыкаешь, настолько, что перестаешь обращать внимание. Весь фокус переводится на страсти, происходящие между Андре, Маддаленой (так героиню называют в этой постановке) и третьим участником любовного треугольника Жераром. Хотя на сцене, безусловно, присутствовала и революция, и разъяренная толпа, и роковой революционный трибунал над поэтом, но послевкусие от постановки остается именно таким: любовь на фоне кровавых ужасов политических перемен, которая всегда побеждает — вот, пожалуй, в чем заключается главный посыл «Андре Шенье» в постановке Александра Тителя. И именно поэтому уместно ее показать в самом начале весны, в пору, когда вновь «цветут сады в душе».

Потрясающе раскрылся Чингис Аюшеев, исполнивший заглавную роль поэта — и как певец, и как актер. Впрочем, и все его партнеры по сцене были блистательны. Маддалена — Элеонора Макарова, Жерар — Андрей Батуркин, все, кто составил любовный треугольник. Хотя и второстепенные роли были сделаны не менее качественно.

Музыкальная составляющая, которая в «Андре Шенье» должна быть на высоте (впрочем, как и в любой другой постановке) априори — партии непростые, вопросов не вызвала. Оркестр под управлением приглашенного молодого итальянского дирижера Пьетро Маццетти дышал, свободно и легко выводя каждую ниточку кружева, из которого сплетена опера. Кричащих эмоций, свойственных веризму, не было. А сдержанность, лаконичность, выверенные чувства героев, на которых и был фокус, оркестр, напротив, подчеркнул и усилил. Он же и добавил динамичности действию, которое по ощущениям развивалось степенно.

За прямолинейность и простоту Александра Тителя уже успели поругать. Как сказал наш президент: «Мы за, но есть нюансы». Может, и не хватило динамики, неожиданных решений. Но нужно ли вылезать из кожи вон именно в этой опере, с и без того непростой музыкой? Должен ли здесь полыхать огонь революции на сцене? Десятиминутная овация в зале ответила на все вопросы сама. Артистов не отпускали со сцены долго и с особенным жаром и радостью аплодисментами наградили «любовную троицу».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...

В Рязани, а точнее, в селе Константиново, родился будущий «последний поэт деревни». Там же он и воспитывался, впитывал в себя все образы, которые в дальнейшем воплощал поэтически. А в Москве началось
подробнее...

Анна Седокова поет о том, как лучше перенести душевную боль. Рецепт у нее простой и явно доставшийся по наследству от Джулии Робертс — «Ешь, Люби, Молись». В практически одноименном фильме героиня
подробнее...

Отпевание состоится 5 апреля в храме Святителя Николая на Трех Горах.В декабре минувшего года ее последняя картина «Филателия» получила «Гран-при на фестивале «Сталкер» и спецприз Верховного
подробнее...

В фойе театра на Трубной, где проходила церемония, можно было сфотографировать собственное отражение в зеркале на фоне ящика с морковью и луком. Все напоминало о выдающемся советском мультипликаторе
подробнее...

Цикл пьес для фортепиано «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского знают с детства — классика программы музыкальной школы, да и на уроках музыки в общеобразовательных школах без него нельзя обойтись.
подробнее...

Массово увольняются преподаватели, а студенты написали обращение к министру культуры Ольге Любимовой. Число подписантов перевалило за сто.Название вуза тоже меняется. Еще недавно он именовался
подробнее...

Как правило, это иконостас непререкаемых имен, привычный набор режиссеров, который год от года слегка варьируется. В программе немало имен, еще не успевших пополнить незыблемые ряды.Первая
подробнее...